Порок - за порог! Золотая коллекция
После Октября 1917 года руководители молодого советского государства ощутили острейшую необходимость формирования у рядовых граждан определенных нравственных ориентиров. Человеческие пороки и вредные привычки, постоянно проявляющиеся в повседневной жизни, влияющие на нравственную и социальную атмосферу в обществе и мешающие строить социализм, были признаны "врагами культурной революции" и объявлены вне закона. Главным оружием партии большевиков в этой бескомпромиссной борьбе стал плакат. Конец 1920-х годов явился периодом острейшего противостояния государственной задачи выполнения первого пятилетнего плана (1929-1932) и традиционной "русской беды" - всеобщего пьянства, лодырничества, воровства, бескультурья и половой распущенности. Миллионные малограмотные массы, привлеченные на стройки пятилетки, требовали не только обучения рабочим профессиям, но и нравственного перевоспитания. За создание плакатов на эти темы взялись ведущие карикатуристы и сатирики (В. Дени, К. Ротов, М. Че-ремных, Кукрыниксы), рекламисты и дизайнеры-конструктивисты (Д. Буланов, А. Левин, A. Черномордик, И. Янг, художники ИЗОРАМа), живописцы, работающие в реалистической манере (П. Соколов-Скаля). Рабочий заказ на стихи к этим плакатам выполнял В. Маяковский. В последние годы жизни он написал десятки лозунгов, среди них выдающиеся: "Из рабочей гущи выгоним пьющих!" и "Курить бросим - яд в папиросе!" Самыми жесткими в антиалкогольной кампании 1929-1930 годов были фотомонтажный плакат ленинградца Д. Буланова "Папа, не пей!" и работа художников ИЗОРАМа "Помни...", убеждающие силой своих кратких слоганов и впечатляющих образов. Однако они очерняли облик страны, строящей социализм. Широко принятыми народом стали плакат B. Дени "Долбанем!" со стихами Д. Бедного и сатирические работы, выполненные И. Янгом и А. Черномордиком на тексты В. Маяковского, чьи строки "Долой безобразников по женской линии...", разъясняющие способ искоренения "полового хулиганства", легли и в основу листа К. Ротова. Портрет проститутки из стихотворения Д. Бедного "Ночная панель" продемонстрировал народу плакат "Стой!" - единственный на эту тему в нашей истории. В 1930-е годы в стране "жить стало лучше, жить стало веселей", и героями плакатов становятся передовики производства с безупречным нравственным здоровьем. Борьба с пьянством легла на плечи медицинских учреждений, а бытовые проблемы скрылись за дверями комнат в коммуналках. Партия большевиков не будет плакатно говорить о пороках в течение последующих двадцати лет. Новое обращение в плакате к теме нравственности вызвали социальные процессы, происходившие в стране в середине 1950-х годов. Сотни тысяч молодых людей, направившихся на освоение целинных земель и природных богатств страны, встретились с сотнями тысяч заключенных, которые полтора десятилетия валили лес и добывали для страны уголь, уран и золото. Нравственные устои пошатнулись, а потребление доступного алкоголя ограничивал только невысокий уровень доходов населения. В эти годы блестяще проявился талант В. Говоркова - одного из выдающихся мастеров, по-настоящему оцененному нами только сегодня. Бесспорным его шедевром стал плакат "Нет!" (1954), герой которого выбрал трезвый образ жизни. Однако плакаты на стенах чайных и столовых, где свободно продавалось спиртное, не могли служить нравственным тормозом. Одновременно с ограничением продажи водки началась кампания по борьбе с пьянством, хулиганством и зарождавшейся наркоманией. Плакаты противопоставляли присущие коллективу передовые идеалы порокам - "пережиткам прошлого", заблуждениям, ставшим результатом неправильного воспитания в семье. Художникам, по выражению В. Маяковского, заказывался "портрет хулиганий". Молодежь, рожденная в социалистическом обществе, уже не могла быть публично объявлена его "врагом". Спекулянты, самогонщики, пьяницы, хулиганы, тунеядцы и расхитители стали объектом трудового перевоспитания - "плесенью". В 1961 году была принята Программа КПСС с "Моральным кодексом строителя коммунизма", где перечислялись "пережитки прошлого", с которыми надо бороться. "Искореним это зло!", "Позор!", "Вон!", "Порок - за порог!" - вот лозунги плакатов тех лет. Порогом, за который отправлялись "носители пороков", была стокилометровая зона вокруг столицы. Создатели плакатов обладали достаточным здравым смыслом и чувством юмора, чтобы умело сохранить художественную ткань своих работ даже в условиях жестких идеологических рамок. В стране установился хрупкий баланс интересов личности и государства: продажа спиртного после "часа волка" (11 часов утра) давала поступления в местные бюджеты, самогон варили из всего, что растет, повсюду распивали "на троих", а провинившимся в одночасье обеспечивалось судом административное наказание в виде "пятнадцати суток" общественных работ. Начало 1980-х годов с выселением тунеядцев, борьбой с нетрудовыми доходами и созданием "Общества трезвости" стало последним этапом борьбы за нравственное очищение советского общества. Обличительные плакаты украсили стены медвытрезвителей, диспансеров и пресловутых ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев), но они уступали по остроте листам прошлых лет. Попытки же бороться средствами плаката с половой распущенностью и наркоманией в условиях общества, пронизанного ханжеством и лицемерием, изначально были обречены. В последнее десятилетие XX века плакат лишился четкого социального заказа. За высокие нравственные устои российское общество стало бороться средствами журналистики. Что касается работ выдающихся мастеров прошлых лет, то мы ценим в них не только ясность мысли, но и умение их авторов не переступить грань, за которой искусство перестает быть таковым, чтобы сохранить оптимизм и веру в человека, ставшего героем вечной "порочной" темы. Составители: А. Е. Снопков, П. А. Снопков, А. Ф. Шклярук
Печатное издание имеет сертификаты качества и безопасности и соответствует нормам санитарной гигиены. На весь ассортимент распростаняется гарантия. Имеется дисконтная накопительная система, а также корпоративная скидка 10% на заказ от 20 шт. На странице офомления заказа будет приведена более детальная информация о стоимости доставки в ваш регион и о вашей личной скидке.
Позвольте Вам предложить
-
Смерть мировому капитализму! Плакаты из коллекции Серго Григоряна. Золотая коллекция
Россия не является родиной плаката, однако именно в России плакатное искусство стало лидером в мировом масштабе. Антикапиталистический плакат здесь стал одним из…
-
Советский антиамериканский плакат. Из коллекции Серго Григоряна.Золотая коллекция
"Предлагаемая подборка плакатов целиком посвящена одной из актуальнейших тем нашей политической и общественной жизни - антиамериканизму. Холодная война, противостояние систем, империалистическая…
-
Золотая коллекция сказок
В сказках, собранных в коллекциях, представлены разные герои и страны, истории отличаются сюжетом, но все они объединены общей идеей - непременным…
-
Золотая коллекция афоризмов
в этом богато иллюстрированном сборнике собраны самые известные, меткие, остроумные, тонкие и глубокомысленные высказывания талантливых, мудрых и незаурядных людей, оставивших след…
-
Золотая коллекция писем
Православные святые, а также подвижники веры, являются настоящим кладезем духовной мудрости. В своих трудах, в том числе письмах, они затрагивают самые…
-
Золотая коллекция Музея кино
Издание представляет собой каталог-путеводитель по фондам Государственного центрального музея кино. В каждый раздел включены избранные экспонаты коллекции музея, представляющие наибольший интерес…
-
Советский политический плакат. Золотая коллекция
Советский политический плакат XX века - знаковое явление в современной мировой культуре. Наибольших высот он достиг в период 1918-1970 годов: от…
-
Бдительность - наше оружие! Золотая коллекция
Вашему вниманию предлагается коллекция оригинальных плакатов. Тема бдительности в советском плакате возникла не случайно. Молодая Страна Советов находилась в постоянной готовности к…
-
Конструктивизм в советском плакате. Золотая коллекция
Отечественный плакат в начале 1920-х годов стремительно обрел оригинальный об лик, выделивший его среди плакатного искусства западноевропейских стран. Композиционные эксперименты с…